как жаль, что мы не можем увидеть цветные фотографии старинной Москвы! Есть, конечно, Прокудин-Горский, но у него мало Москвы.
А по воспоминаниям современников Москва была яркой, разноцветной - в этом была ее красота и особенность, ее разноцветьем восхищались иностранцы. Как говорил Я.Гильдич: "Рим, если смотреть на него с высоты, например, с собора Святого Петра, напоминает собою огромную стаю серых птиц. Москва же с башен Кремля кажется обширным лугом, усеянным цветами".
"Москва представляет тысячу цветов. На крышах, крытых майоликой или глазурной глиной, играет, переливаясь, красный, синий, фиолетовый и желтый цвета -- море красок, обширная клумба анютиных глазок! И старинные церкви, и монастыри, и палаты высоко в воздухе искрятся и блестят как лучи молнии под небесной лазурью.
Все здесь краски. Кремль блестит ослепительной белизной стен и золотистыми искрами на крышах. Вокруг дверей и порталов бесконечная, никогда не прекращающаяся игра цветов зеленого малахита и прозрачного, нежно-синего лазурита, а сотни окон усеяны пестрыми веселыми цветами. Здесь перед вами церковь с сияющими фресками на белом фоне, там икона, писанная красками, с вечно горящей лампадой, а там, немного далее, монастырь в староготическом стиле, окрашенный в белый и синий цвета. И удивительнее всего то, что это обилие цветов не нарушает гармонии."
"Все большие города Европы сооружены архитекторами - знатоками линий. Одна только Москва построена знатоками цветов. Во всех других городах довольствуются правильным сочетанием линий и равнодушно смотрят, как серый цвет кладет свой тяжелый мрачный отпечаток на стены, башни и купола. В одной только Москве заботятся о красках и не дают им блекнуть, пока стены и купола сохраняются".
Вот бы увидеть Москву тогда. И услышать удивительный пасхальный благовест - Красный звон. Даже неверующие им восхищались: журналист всопминает, как бегал с маленьким Борей Пастернаком, тогда гимназистом, на колокольню Ивана Великого, слушать, проникаться...